Приют для бездомных животных Твои Друзья, г. Самара
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Ирсен, Dan  
Беседа со священником Владимиром Лапшиным
ИрсенДата: Четверг, 11-Сен-2008, 21:39:28 | Сообщение # 1
Сообщений: 3281
Имя: Ирина



Репутация: 46
Статус: Offline
Беседа корреспондента журнала "Друг" (№ 2/95) со священником Храма Святых Бессеребренников Космы и Дамиана в Шубине, отцом Владимиром Лапшиным.

- Отец Владимир, что говорит Священное Писание об отношении человека к собаке?

- Вопрос, наверное, можно рассматривать с двух сторон. Ведь собака-это часть природы. Об отношении человека к живому миру можно прочитать в первой главе Библии. С одной стороны, Бог дал власть человеку над всеми животными. С другой - власть эта предполагает и ответственность человека перед Богом за все живое на Земле. Человек должен заботиться о всем мире, приумножать его богатства, чтобы все живое на Земле сохранялось и приумножалось. Одним словом, человек должен очень трепетно и заботливо относиться ко всему тварному миру. В послании Апостола Павла сказано: "Тварь (т.е. все, что сотворено - корр.) с надеждою ожидает откровения сынов Божиих... ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне". (Рим 8,19,22). Человек - дитя Божие, но нужно не только именоваться, но и быть им во всем, в том числе и по отношению к окружающему нас миру. Поэтому человек в ответе за всё, что происходит на Земле с природой. Лозунг Мичурина, призывающий не ждать милостей от природы, а взять их у нее, совершенно неэтичен. Наша цивилизация идет по неверному пути: "Это нам не надо, давайте это уничтожим, а это - надо, будем беречь". Есть масса примеров такого прагматичного подхода: неограниченный отстрел волков и, как следствие, вред для леса; уничтожение комаров при постройке Академгородка в Сибири и, как следствие, "болезнь" тайги. То, что творит человек с этим миром, просто ужасно.

- Выделяет ли Священное Писание собаку среди других животных?

- Нет. Библия не отделяет ее от других животных. В Библии не говорится о какой-либо дискриминации собаки, не содержится какой-либо запрет на нее. Правда, в Библии есть места (например, в послании Апостола Петра), где содержатся, казалось бы, нелестные слова о собаке: "многие грешники, обратившись в Христианство, вновь возвращаются к своим грехам, как пес возвращается на свою блевотину". (2 Петр. 2,22). Но это же не есть хула на животное. Да, это библейское выражение, вошедшее даже в поговорку, но, повторю, это не отрицательное отношение к собаке, ибо там же сказано, что "вымытая свинья идет валяться в грязи". Или вот в Евангелии говорится: "Не давайте святыни псам". Тут опять же нет отрицательного отношения к собакам! Просто все должно быть соразмерно. Нет, собака - это удивительное животное. Отец Александр Мень как-то сказал: "Собака - это вообще почти как человек". Кто еще из животных может так любить человека, быть таким верным другом? Я не могу вспомнить библейских, евангельских выражений, плохо говорящих о собаке или содержащих запрет на содержание ее в доме. Другое дело, что в прежние времена, когда уклад жизни людей был другим, собака, выполнявшая роль сторожа и пастуха, естественно жила во дворе, а не в доме. Сегодня же образ жизни человека изменился, но собака по-прежнему нам нужна во всех ее ипостасях, и мы, живя в городе, не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это. Я слышал, что некоторые священники отказываются освящать квартиру, где есть собака!

- Вы с этим не согласны? Вы считаете, что они не правы?

- Я не хочу и не могу их осуждать. Господь сказал: "Не судите, да не судимы будете!" Эти священнослужители, может быть, и руководствуются какими-то древними правилами, но религия -это не есть нечто застывшее. Церковь -это живой организм, и она постоянно обновляется, развивается, и многие правила сейчас практически устарели.

- Церковные Соборы не рассматривают вопросы изменения канонов?

- У нас какой-то суеверный страх перед правилами. Вот, например, протопоп Аввакум, глава русского церковного раскола, с одной стороны, был человек глубокой веры, а с другой - крайне консервативный, даже косный: "Не нами положено, пусть так и лежит во веки веков. За одну букву мы готовы идти на огонь". Мне кажется, что стремление ничего не менять, превратить Церковь в заповедник, в музей - неправильно. Все живое обновляется. Если нет обновления, нет и жизни, а Церковь и Вера наша - это жизнь. Поэтому я считаю, что собака вполне может быть в доме - часто она там просто необходима. Если же кого-то из ваших знакомых присутствие этого животного в комнате может смутить, то на время их визита можно вывести ее в коридор. Свою собаку я держу в комнате, так как живу в коммунальной квартире.

- Почему собаке нельзя входить в храм, а кошке можно?

- Потому что в принципе она - дворовое животное. Ведь ни лошадь, ни свинью вы в храм не поведете, а кошка - не дворовое, а домашнее животное, к тому же ее присутствие в храме носит функциональный характер: она ловит мышей. Кроме того, по поводу нахождения животных в храме есть свои каноны. И объясняются они не тем, что животные - чистые или не чистые, а сложившимися традициями. В храм по древним канонам не должен входить человек во грехе (он может находиться только в притворе), женщина в определенные дни. Храм - особое место, а дом - это дом. Напрасно некоторые пытаются разделить все на чистое и нечистое, Божье и не Божье. Это неверно. Главное - понять, весь мир - Божий, и разделить его нельзя. Только зло - не от Бога. Но кто может сказать, что собака - зло? Грех - не от Бога, опять же, кто может сказать, что собака - грех? Человек порой в своей жизни творит такое, что ни одному животному в голову не придет.

- Отец Владимир, как Вы считаете: есть ли у собаки душа?

- Ответ на этот вопрос может быть двояким: все зависит от того, что мы понимаем под "душой". Некоторые богословы считают, что человек состоит из трех частей: дух (то, что соединяет человека с Богом), душа (душевно-психическая жизнь, эмоции) и тело (плоть). В таком варианте можно сказать, что у животных, в частности у собак, душа есть (духа - нет, а душа - есть): они чувствуют отношение к себе, могут радоваться, тревожиться и т.д. Если же считать человека состоящим только из души и плоти и при этом под душой понимать дух, а под телом и плоть, и всю психическую жизнь, то можно сказать, что у животных души нет.

- Значит классических определений по этому поводу не существует? Попадут ли животные в Рай?

- Один великий человек, верующий и мыслящий, как-то выразился примерно так: "Зачем мне Рай, если там не будет моего кота!" Такое утверждение может показаться кощунственным. Можно по-разному относиться к этому. Ведь Господь говорит: "Кто любит отца своего или мать свою больше Меня, тот не достоин Меня". Мы не можем осуждать этого философа. Он имел в виду совсем не то, что, ему не нужен Рай, а то, что Рай - это нечто, где человек реализуется во всей своей полноте, некое состояние человеческой души. Вот и любовь к животным - тоже часть человеческой души. Если Рай - этo что-то, где нет любви к животным, это не Рай. В церковной жизни всегда трудно к чему-то относиться однозначно, так как существуют разные мнения, традиции. Вот говорят, что нельзя собаку держать в доме, где иконы, входить с ней в храм. А с другой стороны, есть молитвы об исцелении домашних животных, скота.

- Эго не грех, если пойти помолиться за больное животное?

- В древних церковных книгах мы найдем такие молитвы: есть и о пчелах, и об ульях. Вся жизнь, во всех ее проявлениях, освящена Богом, все благословляется Церковью, но жизнь сложнее правил и законов, в том числе и в отношениях к животным. Надо понять, что наши отношения с ними и друг с другом гораздо важнее этих правил. Как же можно жить без животных, особенно без собаки? Ведь какое положительное влияние они оказывают на воспитание детей! Прекрасно, когда есть живое существо, о котором ребенок будет заботиться, и таким существом может быть собака, так как она ближе к человеку. Кошки - те больше сами по себе.

- Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, о ваших домашних животных.

- Сейчас у нас трехлетняя немецкая овчарка по кличке Грета, взяли ее щенком. Умна, общительна, всеобщая любимица, и ее главная обязанность - быть членом семьи, другом; других -нет. Правда, когда вечером ходим встречать дочерей или гулять, берем ее с собой как охранника. Есть у нас и кот, и рыбки, и крыса. До Греты жила беспородная собака, хотя покупали ее как ризеншнауцера. Когда она умерла, все плакали. Были и птички, да кот очень возражал. Он уже старый, чувствует себя ветераном и нехотя отмахивается от Греты, когда она выражает желание с ним поиграть. Мы никогда не жили без животных!


Подлинное нравственное испытание человечества, то наиглавнейшее испытание (спрятанное так глубоко, что ускользает от нашего взора) коренится в его отношении к тем, кто отдан ему во власть: к животным. И здесь человек терпит полный крах, настолько полный, что именно из него вытекают и все остальные.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: