17 июня, в 14 часов в ИА "Интерфакс" состоялась пресс-конференция на тему: "Бездомные животные: как решить проблему в России, не "изобретая велосипед" В последнее время в московской прессе поднялась оголтелая шумиха по поводу особой опасности бездомных собак, их нападений на людей, диких животных и т.д. Несмотря на то, что есть только одна официальная цифра по количеству животных в столице, в СМИ фигурируют данные о 70, 100 и более тысяч животных! Статьи и сюжеты заканчиваются логическим выводом о том, что во всём виноват гуманный подход и действующая в столице программа стерилизации, и следует, возможно, вернуться к прежней практике отловов и отстрелов.
В суете по поводу неэффективности гуманных программ регулирования численности безнадзорных животных никто не слышит о том, что во всех городах России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, как был, так и продолжается регулярный отлов и умерщвление собак и кошек, и, кроме растранжиривания бюджетных средств, эта практика ни к чему не приводит: улицы всех российских городов буквально кишат животными, и на место только что отловленных тут же приходят новые.
Какова официальная статистика по количеству безнадзорных животных в Москве?
Какие факты искажает пресса?
Как решается проблема бездомных животных на Западе?
В чём состоит концепция, предложенная российскими зоозащитниками?
Усыпляют ли западные приюты безнадзорных животных?
Что такое "эвтаназия" в понимании российских чиновников?
Почему "буксует" московская программа стерилизации?
Какие проекты с участием российских звёзд в защиту бездомных животных планируются в ближайшее время?
На эти и другие вопросы ответили участники пресс-конференции:
1. Антонов Юрий Михайлович, народный артист России
2. Бардюкова Татьяна Владимировна, к.б.н., главный ветврач ветклиники "Центр"
3. Вайкуле Лайма Станиславовна, певица, актриса
4. Новожилова Ирина Юрьевна, президент Центра защиты прав животных "Вита"
5. Серебряков Алексей Валерьевич, заслуженный артист РФ
На пресс-конференции демонстрировалась видеохроника, отснятая частными детективами на территории пункта передержки отловленных собак на ул. Искры.
Ирина Новожилова: "Я сегодня выступаю не только от лица нашей организации, а от сообщества организаций, которые объединились в Координационный Совет, чтобы донести, наконец, до российских властей концепцию гуманного решения проблемы бездомных животных на территории всей страны, и противостоять попытке московских чиновников очернить гуманные способы решения проблемы в столице и добиться возврата к практике умерщвления.
Понятно, что на Москву ориентируются другие города, поэтому ситуация, которая сегодня имеет место в Москве, нас очень удручает. А ситуация в столице сложилась более, чем странная. С одной стороны наш мэр выступает по центральным каналам с заявлением о том, что мы идём всё тем же гуманным курсом, как и 6 лет назад, когда Москва стала первым городом России, запретившим убийство бездомных животных. А вместе с тем, все мы наблюдаем волну крайне враждебных по отношению к бездомным животным сюжетов и статей в СМИ, где рассказывается, об их особой опасности, о многочисленных случаях нападения, о распространении заболеваний, о бесчисленных количествах собак на улице города (цифры приводятся аж в 100 тысяч, в то время как официальные данные могут использоваться только одни - 26 тысяч по подсчёту Института проблем экологии и эволюции им. Северцова (2006 г.) Логическое завершение сюжетов таково, что нужно, дескать, возвращаться к практике умерщвления, или как это сейчас принято называть "эвтаназия".
Однако, в реальности умерщвление животных в столице уже идёт полным ходом. С января месяца все зоозащитные организации фиксируют огромный поток жалоб москвичей на отловы животных без возврата на место, а уже через несколько часов после отлова эти животные не обнаруживаются в пунктах так называемой передержки. Вся эта ситуация привела к тому, что животных в Москве снова стали убивать совершенно безнаказанно, и недавний случай в Музее архитектуры - наглядный тому пример, когда расположенный на территории музея ресторан вызвал ловцов и те на глазах сотрудников музея выстрелили в собак шприцами с ядом. Собаки мучительно умирали в течение 40 минут.
Сейчас только что прошла очередная серия сюжетов о том, что жительница Томска подала в суд на администрацию города в связи с тем, что её покусала бездомная собака, и пресса преподнесла это в контексте "вот до чего довёл гуманный подход". А я хотела бы напомнить, что в Томске, так же, как и во всех российских городах (за исключением Москвы и Питера), по-прежнему, бездомных животных убивают, и, кроме растранжиривания бюджетных денег, это ни к чему не приводит, животных меньше не становится и проблема усугубляется.
Очень показателен в этом отношении город Сочи, куда наша творческая элита по нескольку раз в год съезжается на кинофестивали, концерты и другие торжественные мероприятия, ради которых власти города организуют постоянные "зачистки" улиц от беспризорных "братьев наших меньших". Однако, именно Сочи претендует стать рекордсменом по темпам неуклонного роста их численности.
Казалось бы, нет ничего проще - перенять опыт тех стран, где эта проблема уже была решена, и не изобретать велосипед. Но, по какой-то необъяснимой причине любые попытки зоозащитных организаций достучаться до законодателей и изменить ситуацию кардинальным образом терпят фиаско, а положение продолжает усугубляться.
Прежде всего, надо понять, что бездомные животные - это результат перенасыщения экологической ниши. Это означает, что наше государство не берёт под контроль разведение животных. И до тех пор, пока с утра до ночи будет работать "разведенческая" машина, все остальные действия будут лишь борьбой со следствием. И стерилизация бездомных животных, и приюты хороши как дополнение к главному шагу - жёсткому государственному контролю за разведением животных.
Во всём мире разведение контролируется с помощью экономических рычагов, т.е облагается налогами. На западе принято стерилизовать своих ДОМАШНИХ животных по достижению половозрелости. В противном случае владельцы будут вынуждены платить ощутимые налоги. Освобождаются от налогов те, кто берёт животных из приютов, помогая городу в решении проблемы. Заводческая деятельность воспринимается точно так же, как и любой другой вид бизнеса, облагаясь большими налогами, поэтому разведением как бизнесом здесь занимаются лишь единицы.
Я имела возможность наблюдать в Англии решение проблемы бездомных животных. Все животные частных домов вдоль длинной улицы, где мы проживали, были стерилизованы. "А как иначе? - пояснила мне наша знакомая. - Мой кот выходит гулять в сад, может перелезть через забор, и если у соседей будет нестерилизованная кошка, то куда потом девать котят? За время нашего пребывания нашей знакомой трижды позвонили из ветеринарной службы напомнить, что грядёт время для стерилизации её собаки, поскольку та достигает половозрелого возраста.
Такая же ситуация в странах Прибалтики. Наша знакомая переехала жить в Латвию, и нигде не смогла обнаружить бездомных котят, желая взять себе одного в дом. По всем телефонам, опубликованным в интернете, ей отвечали, что хоть котята вчера и родились, но за полгода до этого уже все "зарезервированы".
Что же касается России, то здесь продолжает иметь место заблуждение, что животному надо обязательно дать родить. А потом, когда на свет появятся 12 щенков, начинается беготня с пристройством, 2-3 щенков с большим трудом удаётся пристроить, а затем - услуги перекупщиков, а затем шевелящиеся мешки вдоль дорог и "птичьего рынка"… Шаг, который сегодня крайне необходим - привлечение ветеринарных врачей, которые должны объяснять людям, что в условиях города появление на свет нового потомства всегда будет обрекать на смерть уже существующих, и выбор стоит между стерилизацией животных и их умерщвлением, что стерилизация не опасна для животного, что она снижает агрессивный фон в стае бездомных животных и т.д..
В России же с приходом коммерческих отношений в начале 90-х очень многие занялись разведением модных пород, поняв, что это является доходным бизнесом. Я очень хорошо помню этот период, когда прекратилось государственное финансирование НИИ, где я работала, и многие сотрудники превратили свои квартиры в питомники по разведению персидских котов, цвергшнауцерров и других модных в данный момент животных, которых наши сограждане, к сожалению, выбирают, что называется, "под цвет обоев". Понятно, что по законам рынка уравновесить спрос-предложение бывает сложно, и нереализованный товар всегда имеет место быть, только одно дело - если это грузовик непроданной редиски или просроченного йогурта, а другое дело - живые существа. Зоозащитные организации хорошо знакомы с огромным потоком непроданных животных, селекционных "выбраковок", которых целым выводком подбрасывают под двери приютов, на рынки, в электрички и другие людные места.
Второе, что меня поразило в Англии - это обилие социальных программ в СМИ, популяризирующих пристройство животных из приютов. С этой целью привлекаются люди с общественным положением, звёзды, поясняющие, что животные из приюта ничуть не хуже, и станут такими же дорогими членами семьи, как и все остальные. Мысль о том, что приобретать животных в дом надо из чувства сострадания, а не ради престижа, комфорта или демонстрации своего достатка, стала сегодня нормой во многих странах, в то время, как Россия, к сожалению, продолжает переживать сегодня снобистский бум.
В отличие от российских приютов, лондонские приюты имеют хорошую посещаемость и пристраивают огромное количество животных в частные руки. Так, за те несколько часов, что я пребывала в старейшем приюте "Баттерси " в центре Лондона, около десятка машин уехали с территории приюта с новым питомцем на заднем сиденье. Здесь же, в "Баттерси ", для меня был развеян миф о том, что все западные приюты умерщвляют животных по мере перенасыщения. Сотрудники "Баттерси " сообщили, что эвтаназия в приюте допускается только в случае исключительных ветеринарных показаний, таких, например, как онкология 4 степени.
Не усыпляют животных и в посещённом мной приюте "Тауэрхилл" в двух часах езды от Лондона, где свой кров нашли десятки собак, кошек, лошадей и др. животных.
Политика нашего государства в отношении бездомных животных мне напоминает реальные истории по бабушек, которые берут в квартиру разнополых животных и, не стерилизуя их, позволяют им размножаться. Понятно, что по истечении времени квартира превращается в питомник, поскольку по научным данным пара кошек за 6 лет способна произвести на свет в конечном счёте 420.000 животных, пара собак - 67.000. Однако, вместо того, чтобы стерилизовать животных, бабушки всецело поглощены их пристройством: сначала по знакомым, потом, когда переполнены квартиры всех домов в округе, животные поставляются в приюты. По мере насыщения приютов встаёт вопрос об их дополнительном строительстве. Когда и это не помогает- возникает мысль о том, что животных в приюте надо усыплять, по мере поступления новых. А затем, как последняя мера, возникает предложение каждый раз убивать родившихся.
Хотелось бы мне заострить внимание и на том, что полюбившееся прессе слово "эвтаназия" в отношении бездомных животных имеет в России совсем другой смысл, нежели в западных странах, поскольку у нас повсеместно усыпляют животных курареподобными препаратами (дитилин, листенон, адилин супер), обрекающими их на мучительную смерть от удушья в полном сознании. Официально рекомендованный Минсельхозом для "эвтаназии" животных препарат "Киллин" (от слова "убивать") также приводит к мучительной смерти животных.
Подытоживая сказанное, я ещё раз хочу подчеркнуть, что в решении проблемы бездомных животных сейчас шаг за законодателями. Мы же, со своей стороны, не позволим чиновникам растоптать то гуманное начинание, за которое зоозащитные организации сражались годами, добившись в 2002 году запрета убийства бездомных животных Москве.
Ирина Новожилова, президент Центра защиты прав животных "Вита"
Цитаты (полностью выступления будут опубликованы позднее):
Юрий Антонов, народный артист России:
..."Я в меру возможностей пытаюсь помогать животным. Я не могу приютить у себя всех, но маленькую часть приютил. Они у меня живут хорошо".
..."Я полностью поддерживаю вашу инициативу и, если нужно, чтобы моя фамилия мелькала (в рекламе), я готов".
..."У меня 19 собак живут и где-то под 40 кошек".
Лайма Вайкуле: ..."Ветеринар не имеет права усыплять здоровую собаку".
Татьяна Бардюкова, главный врач ветеринарной клиники "Центр", кандидат биологических наук:
..."Курароподбные препараты, которые предлагаются государством для эвтаназии животных, - это препараты, которые вызывают мучительную смерть".
..."собаке вводится доза яда типа кураре - он парализует всю мускулатуру, но оставляет активным сознание".
..."Безусловно, стерилизация исключает дальнейшее размножение такого животного.Но проблема в том, что бездомные животные появляются снова и снова - и появляются не потому что животное стерилизовано, а потому что культура людей в нашем мегаполисе, к сожалению, такова, что люди допускают мысль и возможность выбросить на улицу питомца".
Источник информации