В последнее время достаточно широко обсуждается вопрос о правомерности использования гражданами и различными организациями собак в целях охраны и для других нужд. В связи с этим возникает вопрос о том, является ли собака специальным средством и допустимо ли ее применение кем-либо, кроме органов милиции и других органов, которым Законом предоставлено право применять специальные средства по аналогии с такими специальными средствами, как резиновые палки, слезоточивый газ, средства разрушения преград, бронемашины, водометы и т.д. Для понимания проблемы необходимо сначала остановиться на самом понятии специального средства. Специальные средства, согласно российскому законодательству, могут применяться различными организациями и их сотрудниками, начиная от милиции и заканчивая частными охранниками.
Первое, что необходимо сказать: не всякий материальный объект, используемый указанными организациями, является специальным средством, а именно: мы не можем считать специальными средствами объекты, прямо не указанные в законе как специальное средство. Вместе с тем, исчерпывающий перечень специальных средств не указан ни в одном из законов Российской Федерации, хотя применение специальных средств предусмотрено различными законодательными актами.
Наиболее полный и конкретный перечень специальных средств дан в ст. 14 Закона "О милиции": резиновые палки, слезоточивый газ, наручники и подручные средства связывания, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, служебные собаки.
Федеральный закон "О государственной охране" от 27 мая 1996 года (ст. 26) разрешает сотрудникам федеральных органов охраны в строго определенных случаях применять состоящие на вооружении федеральных органов охраны специальные средства, но какого-либо перечня специальных средств данный закон не дает.
В Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 года упоминаются специальные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
Правоохранительные органы применяют в своей деятельности массу различных по своему назначению и использованию технических средств, которые, однако, специальными средствами не являются. В качестве специального средства Законом не определены микроскопы, видеомагнитофоны, различные сложнейшие приборы для химических и физических исследований. Даже такие специфические приспособления, которые используются только в области криминалистики (например, магнитная кисть, предназначенная для выявления дактилоскопических отпечатков), не указаны в законе как специальные средства, Из сказанного следует, что законодатель в качестве специального средства определил не все технические средства и другие материальные объекты, используемые в работе правоохранительных органов. Следовательно, специальные средства обладают какими-то особыми свойствами, объединяющими их в одну группу.
В ст. 5 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 года предусмотрено использование частными детективами различных технических средств (исчерпывающий перечень не установлен), не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде. В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств.
Можно предположить, что специальными средствами являются такие материальные объекты, использование которых опасно для жизни и здоровья граждан. Вместе с тем, в некоторых случаях использование отдельных технических средств, применяемых правоохранительными органами, хотя и требует соблюдения особых мер предосторожности вследствие опасности для жизни и здоровья граждан, но специальными средствами они также не являются. Взять хотя бы обычные транспортные средства, использование которых с нарушением Правил дорожного движения может привести к тяжким последствиям, не говоря уже о технических средствах и методах, применяемых при экспертном исследовании взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов. Однако все эти технические средства (как, впрочем, и лошади, используемые в конной милиции) законодателем в качестве специальных средств не определены, так как вред при использовании данных объектов может быть причинен только случайно, по неосторожности.
Обратившись к Закону "О милиции" мы увидим, что порядок и условия применения специальных средств объединены в Раздел IV "Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия". Причем ст. 14, регламентирующая применение специальных средств, расположена между статьей, регламентирующей" применение физической силы, и статьей, регламентирующей применение огнестрельного оружия, то есть, по мнению законодателя, специальные средства - это средства менее опасные, чем огнестрельное оружие, но более опасные, чем физическая сила (в том числе и боевые приемы борьбы).
В тексте ст. 14 Закона "О милиции" указано, что специальные средства это объекты, которые имеются на вооружении милиции. Таким образом, понятие "специальные средства" приближены законодателем к понятию "оружие". Термин "оружие", в свою очередь, означает предметы, предназначенные для поражения живой или иной цели, а также для подач световых, дымовых или звуковых сигналов и не имеющие иного хозяйственно-бытового и производственного назначения.
Из сказанного следует, что в группу специальных средств законодателем объединены только те материальные объекты, применение которых может быть связано с целенаправленным причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу физических и юридических лиц в процессе выполнения правоохранительными органами возложенных на них задач.
Таким образом, специальные средства, упоминающиеся в Законе "О милиции", в Законе "Об оперативно-розыскной деятельности" и других законодательных актах, можно определить следующим образом.
Специальное средство - это материальный объект, прямо указанный в Законе, имеющийся на вооружении правоохранительных органов (органов милиции и других органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью), применяемый в указанных в Законе случаях, использование которого может быть связано с целенаправленным причинением морального вреда, вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу физических и юридических лиц.
Дополнительным постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 года 587 в "Перечне видов специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности" в качестве специальных средств указаны жилеты защитные, шлемы защитные и газовый пистолет. Применение газового пистолета, как и специальных средств, указанных в Законе "О милиции", связано с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а защитные жилеты и шлемы предназначены для непосредственной защиты организма человека от причинения телесных повреждений.
Раскрывая понятие "специальное средство" применительно к служебным собакам, можно сказать следующее.
Не всякая собака может рассматриваться как специальное средство. Согласно Закону, это должна быть служебная собака. Причем не просто собака служебной породы, а собака, состоящая на вооружении органа внутренних дел, то есть, в первую очередь, данная собака должна принадлежать этому органу внутренних дел.
В свете данного положения не могут рассматриваться в качестве специального средства (а, следовательно, и ограничиваться в применении) собаки, находящиеся в собственности частных лиц и организаций, не являющихся подразделениями органов, перечисленных в Законе"О милиции" и в Законе "Об оперативно-розыскной деятельности", даже если эти собаки были фактически использованы для розыска и задержания преступника, пресечения преступления и т.д., так как, во-первых, гражданам не запрещается иметь в собственности собак любой породы и обучать их по любым видам служб, а во-вторых, в соответствии с Российским законодательством, действия граждан, направленные на пресечение преступления и задержание преступника (если данными действиями не превышаются пределы необходимой обороны), не являются противоправными, а наоборот, являются общественно полезными.
Таким образом, необходимо отметить, что собака становится специальным средством только тогда, когда применяется организациями, перечисленными в Российском законодательстве, в частности органами милиции, и только для решения задач, предусмотренных конкретными законами (в частности Законом "О милиции").
Причем для применения каждого вида специальных средств, в том числе и служебных собак, в Законе перечислены конкретные виды ситуаций, при которых органы милиции имеют право применять данное специальное средство.
Следует иметь в виду, что Закон не ограничивает роль собаки в природе только как специального средства, используемого правоохранительными органами. Закон в данном случае ограничивает круг возможных ситуаций и перечень специальных средств, которые правоохранительные органы вправе в перечисленных ситуациях использовать.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что не все собаки, используемые в работе органов внутренних дел, могут рассматриваться как специальное средство, а только те, которые предназначены для поиска и задержания правонарушителей, то есть специально обучены и применяются для "поражения живой цели", вследствие чего использование их по прямому назначению может быть связано с целенаправленным причинением морального или физического вреда гражданам и имущественного ущерба юридическим лицам.
Вместе с тем, собаки в органах внутренних дел применяются не только для задержания преступников и пресечения противоправных действий. Например, собаки, используемые в качестве биодетекторов для целей криминалистической одорологии, в процессе их применения вообще не имеют контактов с посторонними людьми. А если говорить о собаках, используемых для поиска взрывных устройств, то у них специально отрабатывается спокойное доброжелательное отношение к посторонним, так как во время поиска любое неконтролируемое движение собаки, связанное с проявлением агрессивности, может вызвать срабатывание взрывного устройства; и хотя данные собаки могут доставить некоторое беспокойство, обнюхивая человека с целью обнаружения у него взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов, то собаки, специально обученные и используемые для поиска трупов, не могут причинить никаких неудобств искомому объекту. Если перечисленные собаки правильно обучены, то они при всем желании не могут быть использованы в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Закона "О милиции" (для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции, пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления, задержания преступников, освобождения заложников и т.д.). Безусловно, данные собаки могут укусить человека, наступившего им на лапу в общественном транспорте, но это будет связано не с их использованием в качестве специального средства, а явится результатом элементарного нарушения правил содержания собак в населенных пунктах. Особо следует остановиться на п., 9 ст. 14 Закона "О милиции", который допускает использование собаки в качестве специального средства для выявления лиц, совершивших преступление. Казалось бы, вот тот пункт, под который подпадают и собаки, используемые для поиска взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов, а тем более собаки-биодетекторы, идентифицирующие человека по запаху. Однако если вновь обратиться к Закону, мы увидим, что указанный п. 9 фигурирует применительно только к двум специальным средствам: служебной собаке и специально окрашивающим средствам. Почему же в данном случае не указываются в качестве специальных средств многочисленные устройства и приспособления, применяемые в криминалистике для идентификации личности, в том числе и типографская краска, применяемая при дактилоскопировании? Ответ очевиден. И в п.9 ч.1 ст.14 Закона "О милиции" имеются в виду случаи (например, установление химических ловушек, выборка собакой человека по запаху следа или вещи и т.п.), когда целенаправленно может быть причинен моральный или физический вред гражданам и материальный ущерб юридическим лицам.
Кроме указанного выше (п.9 ч.1), собака может быть применена органами милиции в ситуациях, перечисленных в п.п.1-6 ст.14 Закона "О милиции", а именно:
- для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;
- для пресечения оказываемого сотрудникам милиции сопротивления;
- для задержания лица, застигнутого при совершении преступлений против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться;
- для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
- для доставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказать противодействие сотруднику милиции;
- для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.
Но всем известно, что способность собаки эффективно служить для указанных целей достигается путем длительного специального обучения.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что специальным средством, упоминаемым в Российском законодательстве, могут быть только те служебные собаки, которые:
- принадлежат органам внутренних дел или иным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
- специально обучены для поражения живой цели (борьбы с человеком);
- используются в случаях, предусмотренных п.п. 1,2,3,4,5,6,9 ч. 1 ст. 14 Закона "О милиции".
Не могут рассматриваться в качестве специального средства (а, следовательно, и ограничиваться в применении) собаки, находящиеся в собственности у частных лиц и организаций, не являющихся подразделениями органов, перечисленных в Законе "О милиции" и других законодательных актах, даже если эти собаки были фактически использованы для розыска и задержания преступника, пресечения преступления и в других ситуациях, сходных с перечисленными в п.п.1,2,3,4,5,6,9 ч. 1 ст.14 Закона "О милиции".
И, наконец, ни один из законов, где упоминаются специальные средства, не запрещает использование объектов, указанных в качестве специального средства, иными, не указанными в данных законах физическими и юридическими лицами, так как большинство перечисленных в законе специальных средств не являются предметами, изъятыми из обращения. Из этого следует, что никто не может запретить гражданину, не являющемуся сотрудником правоохранительных органов, частным охранником или детективом, ходить по улицам, как в защитном жилете, так и в защитном шлеме; сотрудники пожарной охраны при тушении пожаров могут беспрепятственно пользоваться водометами, а военнослужащие могут передвигаться на бронемашинах не только в случаях, когда требуется применение специальных средств. Кроме того, при соблюдении специальных правил регистрации обычными гражданами могут использоваться газовые пистолеты (причем применение их допустимо не только в целях самозащиты, но и для пресечения преступных посягательств, совершаемых в отношении третьих лиц).
Исключение из упомянутых нами законов составляет лишь Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", в ст. 10 которого прямо указано, что запрещается использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами. Но, во-первых, в данном законе речь идет только о технических средствах, а во-вторых, о таких технических средствах, которые специально предназначены для негласного получения информации. Совершенно очевидно, что ни то, ни другое требование к служебной собаке применено быть не может.
В настоящее время разрабатываются проекты законов и планируется принятие региональных нормативных актов (в частности в Санкт-Петербурге), ограничивающих использование собак и других животных в профессиональной деятельности без соответствующего лицензирования.
Данные обстоятельства необходимо учитывать гражданам, занимающимся профессиональной деятельностью с использованием собак, организациям, использующим собак для различного вида служб, а также учреждениям, осуществляющим контроль за такого рода деятельностью.
Источник: Николай Мелехин, подполковник юстиции, журнал "Друг"