РОЛЬ ПРИЮТОВ В КОНТРОЛЕ ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ Кэрол Мултон, Филлис Райт, Кахрин Райнди
Журнал Американской ассоциации ветеринарной медицины,
№ 7, Апрель, 1991 года
The role of animal shelters in controlling pet overpopulation.
Carol Moulton, MA; Phyllis Wright; Kathryn Rindy
The Journal of the American Veterinary Medical Association (JAVMA),
Vol. 198, No. 7, April, 1991
Перепроизводство-переизбыток домашних животных (в данном контексте "домашнее животное" означает кошек и собак) как специфическая проблема оказалось в поле зрения в 1940-х годах. До 1940 года информационные бюллетени Американской Гуманной Ассоциации (American Humane Association) публиковали сотни статей о неправильном обращении с лошадьми и десятки статей о жестокости по отношению к собакам и кошкам, ловле капканами, загону кроликов, охоте, а также о страданиях сельскохозяйственных животных, но очень мало статей о перепроизводстве кошек и собак как специфической проблеме. Можно предположить, что урбанизация в сочетании с достижениями ветеринарной медицины создала условия, усугубившие эту проблему: благодаря урбанизации больше животных сосредотачивалось на ограниченных площадях, что способствовало беспорядочному размножению; с другой стороны, достижения ветеринарной медицины обеспечивали более долгую жизнь более здоровых животных, и это увеличивало их способность и возможность размножаться.
С 1940-х годов и до настоящего времени система приютов для животных развивается вместе с проблемой перепроизводства. Поскольку приюты традиционно символизируют передний край реакции на проблему перепроизводства домашних животных, представляется целесообразным дать здесь описание 3 основных функциональных типов приютов.
Типы приютов
Государственные (муниципальные) приюты (службы контроля численности животных) - эти приюты и программы контроля содержатся за счет средств налогоплательщиков и платы пользователей услуг. Службы контроля численности животных выполняют функции практического исполнения нормативных актов и распоряжений по контролю численности и содержания животных, приёма и отлова лишних (отказных) и бродячих животных, а также охраны здоровья и благополучия граждан, проживающих в определенном районе путем сведения к минимуму количества животных, производящих порчу имущества, угрожающих людям, являющихся причиной дорожно-транспортных происшествий, нарушающий покой и распространяющих болезни. Теперь муниципальные службы контроля численности животных понимают, что предотвращение возникновения подобных проблем может оказаться экономически более выгодным, чем попытки решить их после того как они возникли. Так появился интерес к усилиям, по просвещению граждан.
Частные приюты (организации по гуманному обращению с животными, защите животных) - Большинство районов, городских и сельских, обслуживается одной или несколькими такими местными организациями (их обычные названия: Общество по гуманному обращению с животными или Гуманное общество (the Humane Society), Лига спасения животных (Animal Rescue League), Общество по предотвращению жестокости в отношении животных (the Society for the Prevention of Cruelty to Animals), а также используются иные именования, которых говорят о зоозащитном характере деятельности организации), как правило, это некоммерческие, не облагаемые налогами, благотворительные организации, существующие на средства, завещанные им или на пожертвования. Частные организации, принимающие всех животных, поступающих к ним, обязаны усыплять животных, которые не были востребованы за определенный период. (То есть содержать приюты неограниченного приема - В.Р.)
Эвтаназия часто имеет место, из-за того, что поступающих животных много, а мест для их размещения и средств для содержания не хватает. Организации, не прибегающие к эвтаназии животных (приюты без умерщвления, no-kill), не могут принять всех поступающих к ним из-за недостатка места, и обычно многих домашних животных отказываются принимать. Приюты без умерщвления, как правило, имеют длинные "списки ожидания" владельцев животных, желающих сдать своих любимцев, и многие из этих владельцев вынуждены находить альтернативные пути выхода из положения.(Эти приюты также называются приютами ограниченного приема - В.Р.)
Частные организации по гуманному обращению с животными нередко проводят образовательные программы по уходу за животными и их защите. Потенциальные новые хозяева животных, взятых из приюта, получают консультации и проходят обучение по вопросам ухода за любимцами и ответственности владельцев до того как им будет позволено взять животное из приюта. Кроме того, перед новыми владельцами обычно ставится требование произвести стерилизацию/кастрацию взятого из приюта животного. Частные организации применяют различные последующие процедуры в целях гарантирования выполнения требования стерилизации, либо они располагают собственной клиникой, где производится стерилизация животных. Кроме того, частные организации могут осуществлять иные программы, как-то: службы спасения животных, выработка навыков послушания у собак, консультирование по проблемам поведения и расследования фактов жестокого обращения с животными.
Частная организация с государственным контрактом - Приюты третьего типа принадлежат частным некоммерческим организациям, имеющей контракт с муниципалитетом города или округа (графства) на проведение работ по контролю численности животных и введению в жизнь правил, касающихся населения. Иногда приют служит лишь для содержания отловленных или сданных животных, в то время как сотрудники службы отлова животных и контроля правил содержания работают под руководством и наблюдением департамента полиции. В других случаях частная организация может нанимать, обучать и надзирать за работой сотрудников службы отлова животных, а не только предоставлять помещение для задержанных животных. Частные организации получают деньги с местной власти на содержание службы контроля численности животных, хотя они могут также собирать частные пожертвования для финансирования иных программ, таких как обучение гуманному обращению с животными и спасение животных. (Как правило, организации, обеспечивающие муниципальные программы, обязаны содержать приют, допускающий эвтаназию невостребованных животных, то есть приют неограниченного приема - В.Р.)
К истории вопроса
В конце 1940-х годов, частные некоммерческие организации были обеспокоены тем обстоятельством, что власти городов и административных округов не обеспечивали адекватное обращение с отловленными животными, помещенным в приюты. Создавались частные приюты для приема потерявшихся и брошенных животных. По мере увеличения количества сдаваемых в приюты и брошенных животных многие частные общества по гуманному обращению с животными начали предоставлять по контракту услуги по контролю численности животных и содержанию отловленных животных в приютах.
В 1950-х годах государственные приюты для животных занимались главным образом растущей проблемой бешенства диких и домашних животных. Во многих городах собак просто собирали в одном месте и отстреливали во избежание распространения бешенства через излишних животных [1](в квадратных скобках даны авторские ссылки на список литературы в конце статьи - ред. сайта). По мере реализации более качественных программ вакцинации и регистрации владельческих собак, статистика Центров по контролю заболеваний отражала наметившуюся тенденцию: в 1953 году - 7,344 случая заболевания бешенством среди домашних животных; в 1986 году - 516 случаев [2].
Кроме того, в 1950-х годах сотни местных обществ по гуманному обращению с животными начали применять различные подходы к разъяснению владельцам животных проблемы перепроизводства домашних животных. Программы, проводившиеся в школах и приютах для животных, в сочетании со статьями о перепроизводстве домашних животных, распространявшимися через средства массовой информации, информировали граждан о существовании избыточного количества собак и кошек. Первым важным шагом было идентифицировать и описать перепроизводство домашних животных; однако программы по превентивной борьбе с этой проблемой появились только в 1960-х годах. Как правило, в программах по предотвращению перепроизводства популяции домашних животных упор делался на стерилизацию владельческих кошек и собак.
Была изучена роль законодательства и принудительного правоприменения в борьбе с перенаселением домашних животных за последние 2 десятилетия (этому посвящена работа: П.Райт "Жалобы от граждан, поступающие в Общество гуманного обращения с животными в Соединенных Штатах, 1950-60").
В 70-х и 80-х годах было создано много дешевых клиник по стерилизации хозяйских животных, связанных с частными и государственными организациями; были также разработаны обязательные требования по стерилизации животных, передаваемых из большинства приютов новым владельцам. Концепция передачи животных не кому попало, а новым владельцам, соответствующим определённым требованиям, получила широкое распространение и привела к тщательному отбору новых владельцев; такой порядок теперь практикуется в большинстве частных и многих государственных приютах.
Таблица 1. Оценочные данные по стране в целом
о поступлении животных в приюты
Год Cобытие Собаки
млн. особей (%) Кошки
млн. особей (%)
1985 Поступило в приюты:
Отказные животные
Отловленные, бродячие
Всего
8.2 - 13.6 (48.40)
8.7 - 14.5 (51.60)
16.9 - 28.1 (100.00)
6.1 - 10.2 (57.30)
4.6 - 7.6 (42.70)
10.7 - 17.8 (100.00)
Достоверно покинули приюты:
Переданы новым хозяевам
Возвращены старым хозяевам
Подверглись эвтаназии
Всего
3.0 - 5,0 (20.16)
1.9 - 3.2 (12.90)
9.9 - 16.6 (66.94)
14.8 - 24.8 (100.00)
1.8 - 3.0 (18.52)
0.2 - 0.3 (1.85)
7.8 - 12.9 (79.63)
9.8 - 16.2 (100.00)
1986 Поступило в приюты:
Отказные животные
Отловленные, бродячие
Всего
6.4 - 10.6 (40.60)
9.1 - 15.2 (59.40)
15.5 - 26.1 (100.00)
5.7 - 9.5 (49,00)
6.0 - 9.9 (51.00)
11.7 - 19.4 (100.00)
Достоверно покинули приюты:
Переданы новым хозяевам
Возвращены старым хозяевам
Подверглись эвтаназии
Всего
2.9 - 4.8 (21.00)
2.6 - 4.4(19.00)
8.3 - 13.8 (60,00)
13.8 - 23.0 (100.00)
2.3 - 3.8 (19.00)
0.3 - 0.6 (3.30)
9.3 - 15.4 (77.70)
11.9 - 19.9 (100.00)
1987 Поступило в приюты:
Отказные животные
Отловленные, бродячие
Всего
4.9 - 8.3 (44.70)
6.3 - 10.5 (55.30)
11.2 - 18.8 (100.00)
4.5 - 7.4 (50,00)
4.4 - 7.3 (50.00)
8.9 - 14.7 (100.00)
Достоверно покинули приюты:
Переданы новым хозяевам
Возвращены старым хозяевам
Подверглись эвтаназии
Всего
2.4 - 4.0 (23.00)
1.5 - 2.6 (15.00)
6.3 - 10.4 (62.00)
10.2 - 17.0(100.00)
1.6 - 2.6 (21.00)
0.2 - 0.3 (2.00)
5.9 - 9.9 (77.00)
7.7 - 12.8 (100.00)
1988 Поступило в приюты:
Отказные животные
Отловленные, бродячие
Всего
4.2 - 7.1 (40.80)
6.1 - 10.1 (59.20)
10.3 - 17.2(100.00)
2.7 - 4.5 (45.80)
3.2 - 5.3 (54.20)
5.9 - 9.8 (100,00)
Достоверно покинули приюты:
Переданы новым хозяевам
Возвращены старым хозяевам
Подверглись эвтаназии
Всего
1.7 - 2.9 (19.30)
1.3 - 2.2 (14.80)
5.8 - 9.6 (65.90)
8.8 - 14.7 (100.00)
1.0 - 1.7 (18,90)
0.1 - 0.2 (2.20)
4.3 - 7.1 (78.93)
5.4 - 9.0 (100.00)
Диапазон оценок объясняется имеющейся информацией о количестве существующих в стране приютов для животных. Для более низких значений (первая колонка) используется более консервативная оценка - 3000 приютов, тогда как для более высоких значений (вторая колонка) применяется оценка в 5000 приютов. Различие в суммарных значениях поступления и выхода определялись количеством животных, поступивших в приюты в течение месяца из приютов и остававшихся там на конец месяца.
Из Исследования об отчетности приютов для животных Американской гуманной ассоциации (Американской Ассоциации по гуманному обращению с животными, AHA), 1985-1988.
В 1976 году, Американская Ассоциация ветеринарной медицины, Общество по гуманному обращению с животными Соединённых Штатов (Гуманное общество Соединенных Штатов, HSUS), Американская Гуманная Ассоциация (AHA) и Институт кормов для домашних животных разработали модельный Проект правил контроля численности собак и кошек (Model Dog and Cat Control Ordinance), содержавший основные положения, которые были приняты городами на всей территории Соединённых Штатов.
Статистические данные по стране в целом о животных, поступающих в приюты и выбывающих из приютов (Таблица 1) показывают незначительное уменьшение числа животных, подвергшихся эвтаназии; тем не менее, ситуация с перепроизводством популяции домашних животных была бы значительно хуже, если бы за последние 30 лет не были предприняты соответствующие усилия.
Тем не менее, некоторые организации обнародовали данные о значительном уменьшении числа усыпляемых животных. Другие службы, хотя у них и не уменьшилось число принимаемых животных, увеличили долю животных, передаваемых новым владельцам или возвращаемых старым, что в результате уменьшило долю усыпленных. Эти организации и службы обычно задействованы в одной или нескольких программах.
(Оценочные данные на 2004-2005 год, опубликованные на сайте HSUS, демонстрируют дальнейшую положительную тенденцию в борьбе с перепроизводством. В приюты США в год поступало 6 - 8 млн. собак и кошек. Передавались новым владельцам - 3 - 4 млн. собак и кошек. Возвращались старым владельцам - от 600 000 до 750 000 собак и кошек (30% собак и от 2 до 5 % кошек, поступивших в приюты, что объясняется большей сложностью борьбы с перепроизводством кошек, чем собак.) Подвергнуто эвтаназии - 3 - 4 млн. собак и кошек. Кстати, по оценкам HSUS, всего в США от 4 000 до 6 000 приютов. Источник: - сайт HSUS - В.Р.)
Существующие программы
I. Настойчивые мероприятия по пропаганде или нормативному закреплению стерилизации животных.
Стерилизованные животные не могут усугублять проблему перепроизводства. Люди, берущие нестерилизованных животных из приюта, могут быть связаны контрактом, обязывающим их стерилизовать новоприобретенных животных. Лица, получающие животных из иных источников, должны быть соответственно просвещены, стимулированы, а зачастую им нужно предоставлять субсидии, чтобы они согласились стерилизовать новых животных. Развитию стерилизации способствуют такие подходы к проблеме, как постоянная образовательная кампания против перепроизводства животных, доступность дешевых хирургических услуг и дифференцированные суммы сборов за регистрацию животных.
В январе 1982 г. в городе Шарлотт штата Северная Каролина была открыта муниципальная клиника для стерилизации животных, деятельность которой курируется Обществом по гуманному обращению с животными гор. Шарлотт. С января 1982 г. по июль 1989 г. в клинике было стерилизовано 27,773 собак и кошек (*). Клиника смогла работать благодаря сильно дифференцированным сборам за лицензии на содержание животных ($20 - за нестерилизованных собак и кошек, $5 - за стерилизованных животных), а также требованию обязательной стерилизации животных, забираемых новыми владельцами из приюта. За период с 1980 по 1989 годы число бродячих собак, прошедших через Шарлотт-Мекленбургский центр контроля численности животных сократилось на 61.6%. Владеть кошками без регистрации (лицензии) можно было вплоть до 1982 года, когда открылась клиника для стерилизации животных, и произошло слияние городского и окружного приютов. (Город Шарлотт находится в округе Мекленбург - В.Р.) К этому году относятся первые данные о регистрации кошек, и это был первый год принудительного введения требований получения лицензий на кошек в гор.Шарлотт. После 1982 г., каждый год количество кошек в каждой категории (бродячие, сданные владельцами, усыпленные, общее количество пропущенных через приют) возрастало, так как принудительное выполение требований соблюдалось неукоснительно. В 1988/89 финансовом году ещё был отмечен незначительный прирост, однако уже в 1989/90 году ожидалось снижение этого показателя.
Общество по гуманному обращению с животными в Гурон Вэлли открыло клинику для стерилизации животных в марте 1975 года, и в течение следующих 10 лет выполнило 31,155 хирургических операций. Согласно отчетам Общества за период с 1975 по 1984 г.г. количество собак и кошек, прошедших через приют, сократилось с 16,500 до 8,744.
Пожалуй, самой успешной можно считать совместную деятельность приютов для животных, ветеринаров и департаментов здравоохранения в штате Нью-Джерси (**). Согласно законодательству этого штата, любой человек, берущий к себе собаку или кошку из лицензированного некоммерческого приюта для животных, муниципального, окружного или регионального приюта, либо из приюта штата Нью-Джерси, имеющего контракт с муниципалитетами этого штата, имеет право стерилизовать животное за $20. Финансово-несостоятельные (малоимущие) владельцы животных могут стерилизовать своих любимцев за $10. Закон штата Нью-Джерси обязывает прививать всех собак от бешенства, а до проведения стерилизации владельцы должны получить лицензию (провести регистрацию). Министерство здравоохранения штата Нью-Джерси всячески способствует также проведению вакцинации кошек.
Программа штата Нью-Джерси финансируется за счет увеличенной на $3 стоимости лицензии на нестерилизованных собак, а также за счет стоимости стерилизации: $10 и $20. При этом ни штат, на какой-либо муниципалитет никаких затрат не несут. Участвующие в программе ветеринары на всей территории штата выполняют хирургические операции за 80% их обычной стоимости и получают деньги от фонда.
Закон штата Нью-Джерси 1987 года получил поддержку Ветеринарной медицинской ассоциации штата Нью-Джерси, которая в мае 1986 года приняла резолюцию, одобрившую создание клиник для стерилизации животных и соответствующих программ. Несмотря на противодействие универсальных клиник, работающих под эгидой некоммерческих организаций, в этом штате успешно продолжаются совместные усилия сторон, заинтересованных в решении проблемы перепроизводства животных; с момента начала программы в 1983 году в общей сложности было стерилизовано 24,954 владельческих животных.
___________________
(*) Льюис П.Г., Президент Общества по гуманного обращению с животными гор.Шарлотт, Северная Каролина: Личное сообщение, 1990.
(**) Mонье Р., Координатор, Проекты в области здравоохранения III, Регулирование численности популяции животных, Программа биологических услуг, Министерство здравоохранения штата Нью-Джерси: Личное сообщение Н.Аустенбурга, 1990.
II. Принятие жестких законов при неукоснительном их исполнении.
Для контроля за решением проблемы перенаселения владельческих животных могут понадобиться законы, вызывающие изменение привычного поведения человека. Общество по гуманному обращению с животными Атланты, которое также контролирует численность животных в графстве Фултон, штат Джорджия, в 1974 году приняло более 50,000 животных. В то время постановления о необходимости контроля за численностью животных были недостаточно строгими, правоприменительная практика была слабой, и нарушителям законов не выставлялись "значительные" штрафы. Путем укрепления и стандартизации постановлений и правил, а также благодаря целенаправленным усилиям в деле образования судей и прокуроров в части ориентации их на проблемы населения, проистекающие из явления перепроизводства домашних животных, в Атланте теперь выделены специальные дни и суды для рассмотрения дел, в которых фигурируют домашние животные. Лица, впервые нарушившие постановление, запрещающее выгуливать собаку без присмотра, обычно обязаны уплатить штраф в размере $200, который может быть отсрочен при условии доказательства, что владелец отпустил собаку для выгула в огороженном пространстве, либо она просто от него убежала. После повышения ставок штрафов Общество по гуманному обращению с животными Атланты в течение недолгого времени приняло больше собак, чем обычно, так как владельцы предпочитали отказываться от своих питомцев вместо того, чтобы платить штрафы или строить огороженные участки на территории своих домов. Однако к 1983 году число собак и кошек, оказавшихся в приютах или клиниках Общества, снизилось до 25,500 - почти вдвое меньше по сравнению с количеством животных, прошедших через приюты Общества 10 годами раньше.
Строгое соблюдение законов о выдаче лицензий, требующих обязательное ношение жетона, в сочетании со значительной дифференциацией стоимости лицензий, когда предпочтение отдается стерилизованным животным, представляют собой дополнительные механизмы регулирования перепроизводства домашних животных. Такие законы о выдаче лицензий не только стимулируют стерилизацию, но и увеличивают число возвращённых в дома потерянных и бродячих животных. так как лицензия позволяет проследить весь путь животного, а "владельцы" могут быть извещены о том, что их любимцы обнаружены.
III. Совершенствование программ поиска потерявшихся животных.
Почти половину животных, оказывающихся в приютах, составляют отловленные бродячие животные. Если их не находят, не востребуют старые хозяева и не берут новые владельцы, такие животные пополняют ряды кандидатов на эвтаназию - жертв перепроизводства - так же, как новорожденные щенки и котята, которых никто не берет.
Некоторые владельцы и не пытаются искать потерявшегося любимца, но даже если они это делают, существует множество причин, объясняющих, почему потерявшиеся или бродячие животные не могут быть найдены или востребованы. Нормативно закрепленный минимальный период передержки бродячего животного варьирует от 72 часов до 5 суток, что, по-видимому, является очень коротким промежутком времени для тщательного поиска, если учесть, что во многих городах имеется не один , а несколько приютов (в Денвере, например, действуют 13 приютов, причет количество ежедневно поступающих туда животных колеблется от 100 до 400), и потерявшееся животное вполне может быть принято в любой из этих приютов.
Ещё одна трудность - стандартизация описаний потерявшихся животных. Некоторые владельцы (и, к сожалению, работники приютов) не могут определять пол животного, а один и тот же окрас может называться по-разному: бежевый, цвет шампанского, персиковый или коричневый. Для преодоления этих и иных трудностей при розыске потерявшихся домашних животных, приюты обращаются за помощью к компьютерам, поскольку компьютер способен выполнить быстрый поиск на основании целого ряда характеристик, возможность успешного розыска по телефону сильно возрастает. В течение первых 2 лет существования собственного компьютера в Денверской "Лиге бессловесных друзей" число найденных животных увеличилось на 28.7%. Ещё более обнадеживающим оказалось число животных, не помещенных в приют (найдены людьми, давшими описание пропавших животных по телефону, но не привозивших животных в приют), воссоединившихся со своими владельцами (которые давали по телефону описание своих пропавших животных) благодаря способности Лиги найти соответствия описаний с живыми животными с помощью компьютера. В течение первого года применения компьютера эта цифра перевалила за 100% и продолжает существенно увеличиваться.0 В некоторых городах созданы компьютерные сети для объединения данных о всех животных в приютах данного региона в единую базу данных. 2 примера таких сетей - это сеть ПетНет в Далласе, - поисковая система потерявшихся и найденных животных, и система MASC в Денвере, которая обеспечивает доступ 10 государственных и частных приютов к данным о номерах лицензионных жетонов животных в трех графствах.
Легче всего владельцы могут обеспечить возврат потерявшихся животных, укрепив на ошейнике жетон с указанием номеров телефонов и адресов. Программы жесткого лицензирования вынуждают небрежных владельцев снабжать своих любимцев подобными жетонами. Такие программы могут предусматривать доскональное изучение населенных пунктов с целью поиска домов, где содержатся животные с последующим посещением домов по адресам, которых нет в базе данных по лицензиям, увеличение доступности форм заявок на получение лицензии посредством их почтовой рассылки, специальные дешёвые или бесплатные клиники для вакцинации животных от бешенства, в которых наличие жетона с номером лицензии предполагается или требуется, "значительные" штрафы за содержание нелицензированного животного и реклама требования закона, предусматривающего ношение животным лицензионного жетона.
Увеличение количества пристроенных животных
Согласно проведенному недавно опросу 391 читателя журнала "Dog Fancy", 46% приобрели своих собак у заводчиков, 13% взяли любимцев из приютов, 9% - приобрели их в зоомагазинах, 10% нашли любимцев по газетным объявлениям, 10% - взяли у соседей, 10% - подобрали на улице как бродячих, и 2% - взяли в клубах по спасению породы [5]. Аналогичное обследование, проведённое журналом "Cat Fancy", показало, что 36% кошек на руках у владельцев когда-то были бродячими, 21% находился в приютах, 30% кошек было взято у соседей, и 13% было приобретено в зоомагазинах. Несмотря на некоторые различия в процентных долях в зависимости от обследуемой группы, возможно непреложным остается тот факт, что небольшая доля животных, у который есть хозяин, - бывшие обитатели приютов для животных. Преимущество растущего числа животных, "усыновляемых" из приютов, заключается в том, что новые владельцы получают консультации по вопросам ухода за животными, в том числе проблеме перепроизводства/переизбытка, и эти животные уже стерилизованы с большей степенью вероятности, чем любимцы, приобретённые из других источников. Целью этой деятельности является не просто создание новых домов для домашних животных, убеждая людей взять к себе животное, ибо в противном случае они вообще никогда не имели бы любимцев, но уговорить людей взять животных именно из приюта, а не из иного источника. В своём стремлении завоевать собственную "долю рынка" приюты начали проводить более агрессивную политику, подчеркивая тот факт, что в приютах содержатся здоровые животные именно для целей пристраивания новым хозяевам, используя для этих целей объявления в сфере общественных услуг, рекламу и общенациональные кампании типа "Месячник пристраивания кошек" и "Месячник пристраивания собак".
Как убедить население
Наряду с приютами для животных всегда будут существовать иные возможности приобретения любимцев. Поэтому, наверное самым трудным аспектом решения проблемы перепроизводства животных является способность убеждать людей, не имеющих никаких контактов с приютами, и побуждать их изменять свои взгляды на проблему. В связи с тем, что приюты являются главным источником информации о перепроизводстве домашних животных, приюты служат основным проводником таких взглядов для населения. Если не считать животных, временно разлученных с их владельцами, приюты занимаются только отказными и избыточными животными, большая часть которых будет подвергнута эвтаназии, так как спрос для них отсутствует.
Для многих людей их озабоченность перепроизводством - переизбытком домашних животных может упираться главным образом в долю животных, подвергающихся эвтаназии и сравнение этих показателей в разных приютах. В этом случае перепроизводство-переизбыток домашних животных рассматривается как проблема отдельно взятого приюта, и даже вина этого приюта, тогда как на самом деле приют занимается проблемой невостребованных домашних животных всего общества. Чтобы изменить такой взгляд на проблему необходимо убеждать владельцев домашних животных в том, что они усугубляют причину проблемы, а также в важности их участия в поиске решений проблемы. Одним из самых трудных аспектов этой работы является то, что "перепроизводство домашних животных" может казаться чем-то абстрактным для владельца животного, у которого может быть "всего лишь один помёт". Появление на свет одного новорожденного или даже небольшой горстки животных вряд ли рассматривается как непреодолимая проблема. Если же такой человек представит себе, что население уже насыщено домашними животными и что ежедневно в каждый приют приходят 10-20 человек, причем каждый из них приносит новый приплод домашних животных, картина проясняется.
Источников перепроизводства домашних животных много: люди, занимающиеся разведением животных целенаправленно с целью извлечения прибыли или как хобби; люди, которые непреднамеренно разрешают своим любимцам размножаться, независимо от причины; животные, брошенные на произвол судьбы, воспроизводящие потомство; приюты для животных, не обращающие внимания на то, что животные, которых они передают новым владельцам, не стерилизованы; владельцы домашних животных, которые выпускают своих нестерилизованных любимцев на улицу, где те все-таки размножаются. Перепроизводство домашних животных - это не миллионы лишних животных, появляющихся на свет ежегодно, это - рождение одного животного или появление одного помёта, отданного неизвестно кому, проданного, брошенного на произвол судьбы либо оставленного без попечения. Такую взаимосвязь редко понимают те, кто случайно заводит, отдает кому попало, продаёт или бросает на произвол судьбы своих животных.
Задача, стоящая перед приютами для животных и другими заинтересованными сторонами - убедить людей до того, как они решат отказаться от своих любимцев, позволят им размножаться, и, прежде всего, зачастую, до того, как примут решение обзавестись питомцем. Такую работу проводят не только приюты для животных, но и заинтересованные люди, многие из которых являются ветеринарами - которые привержены идее разъяснения населению реалий перепроизводства домашних животных. Это не "проблема приютов", но проблема общества. Совместными усилиями мы можем изменить ситуацию, и изменяем ее.
Литература
1. Rabies surveillance 1986. MMWR 1987;36(35):175.
2. How to establish spay/neuter programs and clinics.
Bethesda, Md: The Humane Society of the United States, 1987;6
3. Garrett W. Animal control in Fulton County, in Proceedings. Workshop Anim Control 1985;49-50.
4. Wibbens W. From dumpsters to breeders. . . . Dog Fancy 1990;33(6):66-73.
5. Rach j. How cats find homes. Cat Fancy 1989; 3(1):28-32.
Редакция материала и комментарии - В.Рыбалко
http://www.animalsprotectiontribune.ru/Shelter.html