Этиенн ТИЕРИ
д.в.н., департамент паразитарных и инфекционных заболеваний, кафедра вирусологии, Университет г. Льежа, Бельгия Старение сопровождается относительным снижением активности иммунных реакций. Это приводит к повышению чувствительности к инфекционным заболеваниям, а также к снижению резистентности пожилого животного к этим заболеваниям. Воздействие процессов старения на врожденный и приобретенный иммунитет в основном изучены у человека и мышей (Linton et Dorshkind, 2004; Plowden et al, 2004). Некоторые сведения были получены по лошадям (Fermaglich et Horohov, 2002) и собакам (HogenEsch et al., 2004), поэтому рекомендации, которые мы можем дать в отношении пожилых кошек, носят в основном дедуктивный характер, исходя из существующих данных о других млекопитающих.
Влияние процессов старения на врожденный иммунитет
Врожденный иммунитет формирует первый барьер перед инфекцией. Он продуцирует быстрый, но ограниченный ответ на внедрение инфекционного агента при отсутствии предварительного контакта с ним. Макрофаги и нейтрофилы в этом играют основную роль. Киллеры и гамма-интерферон тоже участвуют в этом процессе.
С возрастом такие функции макрофагов, как фагоцитоз, цитокинез и химиокинез снижаются. В то же время фагоцитарные и бактерицидные функции легочных макрофагов не изменяются. А нейтрофилы имеют повышенную чувствительность к апоптозу. Цитолитическая активность клеток-киллеров снижается, возможно, это следствие снижения ответа, провоцируемого у-интерфероном и интерлейкином-2.
Тем не менее процессы старения оказывают ограниченное влияние на врожденный иммунитет. Возможность мгновенного ответа на патогенный антиген, который ранее не контактировал с организмом животного, остается возможной в случае, если особь не страдает потенциально иммунодепрессивным заболеванием (Franceschi et al., 2000)
Влияние процессов старения на приобретенный иммунитет
Приобретенный иммунитет включает в себя гуморальную и клеточную иммунные реакции так же, как и память на эти реакции, которая делает возможной возникновение быстрой реакции на повторный контакт с антигеном.
В момент антигенной стимуляции клоны специфических В-лим-фоцитов, эпитопы данного антигена трансформируются в плазмоциты, вырабатывающие антитела, или клетки памяти.
Процессы старения резко понижают выработку антител. В-лимфо-циты становятся более чувствительными к апоптозу, миграция плазмоцитов к поверхности слизистых уменьшается, снижается, таким образом, авидитет к антигену. Этот эффект объясняется отчасти снижением иммунной реакции при вакцинации пожилых животных (Fermaglich et Horohov, 2002).
В то же время основной удар процессов старения на иммунную реакцию организма, очевидно, связан с альтерацией функции Т-лимфоцитов. Эти клетки распознают специфические эпитопы в ассоциации с антигенами гистосовместимого комплекса. Т-лимфоциты делятся на вспомогательные клетки Th CD4+ и цитотоксические CD8+. У мышей и других млекопитающих вспомогательные Т-лимфоциты подразделяются на Th1, специализирующиеся на иммунном ответе на внутриклеточные патогенные элементы, и Th2, специализирующиеся на иммунном ответе на внеклеточные патогенные элементы. У пожилых животных количество Т-клеток-предшественников понижено, но этот феномен компенсируется за счет Т-клеток памяти. Очевидно, что процессы старения сопровождаются понижением активности вспомогательных Т-лимфоцитов с пониженным соотношением CD4+/CD8+ (HogenEsch et al., 2004), и среди них Th1 наиболее затронуты (Fermaglich et Horohov, 2002). Следствие: иммунная реакция на вирусы и внутриклеточные бактерии будет значительно слабее.
Влияние старения на чувствительность к вирусным заболеваниям
Панлейкопения кошек, калицивироз и вирусный ринотрахеит являются острыми инфекциями. Эти заболевания имеют большое значение у пожилых невакцинированных кошек или особей, не имевших предварительный контакт с этими вирусами. Калицивироз кошек, короновироз кошек, вирус лейкоза кошек (FeLV) и вирус иммунодефицита кошек (FIV) ассоциируются со стойкими хроническими инфекциями, профилактика которых базируется на вакцинации. Если вакцинация не проводилась регулярно в более раннем возрасте, у пожилого животного возникает хроническая инфекция, которую невозможно нейтрализовать с помощью вакцинации. К тому же длительный инкубационный период FeLV и FIV объясняют их более частое проявление именно у пожилых кошек. Вирус герпеса кошек продуцирует пожизненную латентную инфекцию, которая в основном протекает субклинически, но иногда с рецидивными поражениями глаз. В этом случае вакцинация не позволяет эффективно контролировать данную патологию. Калици- и FIV-вирусы имеют выраженную антигенную изменчивость, которая определяет возможность реинфекций привитых кошек, контактировавших с данными вирусами. Именно поэтому клинические признаки калицивироза у пожилых привитых кошек могут возникнуть внезапно (Thiry, 2002).
Рекомендации по вакцинации пожилых кошек
Необходимо учесть три основные параметра:
• высокую чувствительность пожилых кошек к вирусным заболеваниям, связанную с потерей эффективности некоторых иммунных функций;
• понижение ответа антител;
• снижение активности вспомогательных Т-клеток.
Эффективность вакцинации зависит от соблюдения рекомендаций по этапам ее проведения, также она определяется своевременностью проведения примо-вакцинации. Поэтому ежегодная ревакцинация крайне важна в поддержании необходимого уровня антител. Можно сказать, что вакцинация пожилой кошки готовится с ранних лет.
Выбор вакцины зависит от ее вида и приоритета риска того или иного вирусного заболевания. Во избежание реализации негативных эффектов, связанных с использованием живых аттенуированных вирусов, предпочтение отдается инактивированным валентностям.
Основными вирусными заболеваниями, против которых проводят вакцинацию, считают острые инфекции с коротким инкубационным периодом — калицивироз кошек (во всех случаях), поскольку всегда возможна контаминация штаммом, имеющим отличную антигенность. Герпес-, коронавирусная инфекции кошек, панлейкопения кошек — необходимые валентности для тех кошек, которые не имеют возможности ре-иммунизации при контакте с себе подобными. Вакцинация против ретровирусов, FeLV и FIV, очевидно, нецелесообразна ввиду длительности их инкубационных периодов.
Вакцинация против бешенства представляет особый случай. Ежегодная вакцинация пожилых собак приводит к высокому титру антирабических антител до момента ревакцинации (HogenEsch et al., 2004). Если применить эти данные у кошек, то, возможно, ревакцинация против бешенства окажется достаточно эффективной, примо-вакцинация же дает низкую иммунную реакцию, и у пожилой кошки она должна определяться эпидемиологической ситуацией.
Материал фирмы MERIAL