ПРОЕКТ Концепция федерального закона
«Об обращении с домашними животными в городах и других населенных пунктах Российской Федерации»
Преамбула
Стремительно развивающееся движение за охрану природу охватило весь мир. Главное внимание в этом движении уделяется утверждению таких форм отношения человека к природе, которые жизненно необходимы для самого человека, для обеспечения его здоровья и материального благополучия. Но все более значительное место начинает занимать проблема нашего духовного, морального отношения к природе, уважительного отношения к жизни во всех ее формах.
Взаимоотношение человека и животных – серьезная социально-экологическая проблема, имеющая особое нравственное значение.
Необходимость правового регулирования обращения с животными уже давно признана цивилизованными государствами.
Защита животных от жестокого обращения, и, прежде всего, домашних, с которыми нас связывает тысячелетняя культурная традиция, отвечает нравственным ожиданиям граждан в большинстве стран мира.
Современная ситуация в сфере правового регулирования содержания, использования и защиты домашних животных (зарубежный опыт).
Первый известный европейский закон против жестокого обращения с животными был принят в Англии 22 июня 1822 года, по инициативе члена парламента Ричарда Мартина
Такое законодательство в настоящее время действует в большинстве европейских стран, США, Канаде, Австралии, ряде стран Азии и Африки. В международном праве действуют пять конвенций, разработанных Советом Европы.
Например, Германия – первая страна мира, которая ввела защиту животных в Конституцию страны (ст. 20а). В ФРГ действует Закон о Защите животных, а также Распоряжение по содержанию собак, законодательно утверждена система приютов. В стране признана профессия «Защитник животных», а также действует специальная отрасль права – «Права животных». Государство защищает права животных на гуманное отношение к ним. Жестокое обращение провоцирует превращение собаки в бездомное животное, и действующее законодательство поощряет жалобы третьих лиц на безответственных хозяев. Закон о защите животных устанавливает штрафные санкции в случае нарушения правил обращения с животными. Так, например, за выброс животного на улицу (такая форма поведения приравнивается к истязанию) или его самовольное уничтожение налагается штраф 25 000 Евро (если по каким-либо причинам нет возможности держать дома животное, то по действующему законодательству его следует отнести в приют). Государство стремится уменьшить численность рождающихся животных даже среди профессиональных заводчиков, состоящих в официально зарегистрированных организациях – им предоставляются квоты, превышать которые они не имеют право. Бесконтрольно разводить животных запрещено. В Германии взимается налог на содержание собак. Годовая сумма его колеблется в зависимости от города от 100 до 150 евро в год на первую собаку и от 200 до 300 евро на последующие, независимо от размеров и породы собаки. Во многих городах малоимущие и получатели социальной помощи могут быть освобождены от уплаты налога или получить существенную скидку. Налог не взимается со служебных собак, включая собак-поводырей. В городах с большим количеством населения сумма налога выше.
При регистрации права владения животным, ему присваивается специальный регистрационный номер. Владельцы собак либо гравируют полученный номер на ошейнике, либо наносят татуировку на ухо. В последнее время проводится микрочипирование (стоимость чипа – 25-30 евро); прибор, считывающий информацию, находится во всех приютах и ветеринарных клиниках.
Что касается потерянного животного, то для его быстрого поиска была создана бесплатная база данных потерянных животных. Владелец на добровольной основе может ввести в нее информацию о своем животном с тем, чтобы в случае его пропажи поиск был ускорен. Порядок оформления прост и предусматривает внесение в компьютер фотографии и подробное описание животного. Потеря животного происходит, как правило, во время прогулки.
Основным методом контроля численности животных в Германии, как и в других западных странах, считается стерилизация. Отловленных бездомных животных – в приютах, домашних – в ветеринарных клиниках.
Приюты в Германии (их около 500) – не просто место передержки и стерилизации собак и кошек, но так называемые «места защиты животных». Здесь также проводятся тематические встречи любителей животных; при приютах работают школы для собак, ведут прием ветеринары, которые иногда занимаются психокоррекцией поведения бездомных животных. Как правило, приюты организуются и функционируют под руководством обществ защиты животных.
Животных из приютов передают всем желающим, в том числе в общества слепых, дома престарелых и т.д.
Приюты выполняют еще одну важную функцию: они являются отелями для животных на время отпуска или лечения их владельцев. Однако, в летнее время мест всем желающим не хватает и поэтому постепенно были созданы альтернативные варианты: зоомагазины, частные пансионаты для животных, услуги «семейного уюта», которые организуют частные лица, фирмы по уходу за животными с выездом на дом (персонал при поступлении на работу проходит проверку в полиции).
Общества защиты животных существуют на пожертвования и небольшую дотацию государства. Содержание среднего по величине приюта обходится примерно в 1 млн. евро в год. Часть прибыли получается за счет собственной деятельности приюта: распределения (продажи) животных, организации праздников, и др. Несмотря на хроническую нехватку средств, животным, как правило, обеспечивается полноценное питание и ветеринарная помощь. Уход осуществляется немногочисленным персоналом. Часть работы осуществляют солдаты альтернативной службы. Большой популярностью пользуются приюты как место прохождения школьной и студенческой практики. Любители животных всех возрастов и слоев населения приходят в приюты в свое свободное время, чтобы погулять с собаками, принести им еды.
Основной принцип работы приютов – сохранить жизнь принятым животным и найти им нового владельца. Поэтому они часто выступают в электронных и печатных СМИ. Средняя стоимость продаваемой собаки – 170 евро, кошек – 75 евро.
В момент покупки будущий владелец подписывает договор, в котором обязуется гуманно обращаться с животным. Часто через две недели после покупки работники приюта навещают покупателя с целью убедиться, что владелец соблюдает условия продажи. Договор запрещает владельцу продавать или передавать животное другому лицу без предварительного информирования об этом приюта. За нарушение условий договора предусматривается штраф. Владелец может отказаться от приобретенного животного и вернуть его в приют. (В среднем 60% животных бездомных животных обретают новых владельцев).
В Германии, как и в других развитых странах, специалисты пришли к выводу, что отлов и стерилизация бездомных животных – это уже борьба со следствием, поэтому с причиной их появления стремятся бороться превентивными методами: просвещая население, работая с каждым новым человеком, который принял решение завести себе домашнее животное.
Государство совместно с общественными организациями и приютами воздействуют на общественное мнение и на принятии решения при покупке животного, ориентируя человека на приобретение беспородных собак и кошек из приютов (уменьшая тем самым количество животных, произведенных в коммерческих целях). Пропагандируется точка зрения, что беспородные собаки и кошки являются «добрыми, социальными животными», которые, пройдя трудное время бездомной жизни, умеют быть благодарными.
В большинстве экономически развитых стран стратегия борьбы с безнадзорностью домашних животных одинаковая и осуществляется по нескольким направлениям:
* Создание системы учета и регистрации домашних животных.
* Массовая стерилизация животных.
* Организация приютов.
* Активные действия по поиску новых владельцев для бездомных
животных.
* Нормативно-правовое регулирование содержания и защиты
животных.
* Работа по обучению сотрудников и активистов обществ защиты
животных, штатного персонала и волонтеров приютов.
* Просвещение населения.
Современная ситуация в сфере правового регулирования содержания, использования и защиты домашних животных в нашей стране
В нашей стране в течение десятилетий граждане, природоохранные и зоозащитные организации, обеспокоенные прогрессирующей жестокостью к животным, добиваются того, чтобы государственная экологическая политика в нашей стране включала в себя, как неотъемлемую часть, защиту животных от жестокого обращения, утверждала нормы гуманности в качестве общеобязательных и безусловных при обращении с живой природой.
Действующее законодательство не гарантирует правовую защиту животных от жестокого обращения.
Игнорирование данной проблемы приводит к нарушению прав граждан, испытывающих тяжкие нравственные и физические потрясения, когда они становятся невольными свидетелями жестокости по отношению к животным.
Можно с уверенностью сказать, что сформировалась общественная потребность в моральной и юридической защите животных от жестокости. Такая потребность, на наш взгляд, является серьезным основанием для разработки соответствующего федерального закона.
Необходимость разработки проекта закона вызвана также и тем, что физическими и юридическими лицами в городах и других населенных пунктах содержится очень большое количество животных. Порождаемые этим обстоятельством проблемы должны решаться таким образом, чтобы, не нарушая права собственников животных, ввести правила обращения с животными, нормы их содержания, которые обеспечивали бы общественную, санитарно-эпидемиологическую и ветеринарную безопасность, отвечали бы принципам гуманного отношения к животным, требованиям надлежащего их содержания, предусматривали бы ответственность собственников (владельцев). Обозначим некоторые проблемы, связанные с наличием животных в городах и населенных пунктах.
Несмотря на предпринимаемые усилия по сокращению численности массовых видов животных (безнадзорные собаки, кошки, вороны, голуби, мышевидные грызуны) ситуация не меняется, а в ряде случаев лишь ухудшается. При этом методы, применяемые при подобных работах, часто являются жестокими по отношению к животным, а иногда и общественно опасными, что вызывает справедливое возмущение жителей.
Гражданами, особенно жителями крупных городов, содержится и разводится большое количество экзотических животных. Иногда содержание таких животных представляет, особенно в руках неспециалиста, опасность для окружающих. Нарушение условий содержания приводит к страданиям и гибели таких животных.
Повсеместно участились случаи грубого нарушения правил содержания и выгула животных, бытовых конфликтов, связанных с содержанием животных.
Бесконтрольное разведение животных, в условиях рыночных отношений, привело к существенному «перепроизводству», что недопустимо для этого объекта. Многие животные оказываются на улице, а некоторые пополняют так называемые «домашние приюты», создающие проблемы, как для их владельцев, так и для окружающих людей.
В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Сообществом (декабрь 1997г.) на Российской Федерации лежит обязанность сближения законодательства и достижения его совместимости. Это обязательство распространяется на охрану окружающей среды, а также защиту животных. Из этого, с очевидностью, следует, что необходимо, в первую очередь, выделить из категории животных подгруппу домашних животных (животных-компаньонов) как наиболее массовую в городах и других населенных пунктах, и предусмотреть правовое регулирование общественных отношений, связанных с содержанием, использованием и защитой этих животных, исходя из норм Европейской конвенции о защите домашних животных.
Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования в сфере обращения с животными
Существующей нормативной правовой базы явно недостаточно для решения указанных проблем.
Конституция Российской Федерации установлено, что право частной собственности (в том числе на кошек, собак и других животных) охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Имущественные отношения в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским законодательством. Гражданский кодекс РФ (ст.ст. 137, 230, 231, 241) рассматривает животных как один из видов объектов гражданских прав, предусматривая, однако, что при осуществлении этих прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В нормах Гражданского кодекса РФ не раскрываются основные принципы гуманности и не определяются общие требования к обращению с животными.
В Уголовном кодексе РФ (ст. 245) определена ответственность за жестокое обращение с животными.
К сожалению, ст. 245 УК РФ применяется крайне редко, оставляя вне сферы уголовной ответственности подавляющее большинство случаев бытовой, производственной и криминальной жестокости.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность за жестокое обращение с животными не предусмотрена.
Федеральный закон от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ «О животном мире» регулирует отношения в области охраны и использования только диких животных в условиях естественной свободы, в природной среде и не регулирует отношения в многочисленных сферах, где используются дикие животные в условиях неволи и домашние животные. В этом законе в статьях 12, 26, 27, 40 закреплены требования гуманности при обращении с животными.
Отношения в области охраны и использования сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Но правовое регулирование содержания домашних животных в городах и других населенных пунктах на уровне федерального законодательства не осуществляется. Единственный правовой акт федерального уровня в этой сфере – Постановление Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 года № 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах, населенных пунктах и курортных поселках РСФСР»- устарело и противоречит действующим нормативным правовым актам Российской Федерации.
Из этого также следует необходимость разработки проекта федерального закона, регулирующего отношения, связанные с содержанием, использованием и защитой домашних животных и диких животных, содержащихся в неволе.
Законодательство Российской Федерации о ветеринарии, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения затрагивает узкие и специализированные аспекты обращения с животными.
В федеральном законе «О санитарн6о-эпидемиологическом благополучии населения» нет норм, защищающих животных от жестокого обращения.
Таким образом, вне правового регулирования остаются многие виды отношений, связанных с содержанием, использованием и защитой животных от жестокого обращения. Не вызывает сомнения необходимость совершенствования действующего законодательства в области обращения с животными, защиты их от жестокого обращения.
В целях совершенствования действующего законодательства Российской Федерации в области обращения с животными и защиты их от жестокого обращения предполагается разработать проект федерального закона «Об обращении с домашними животными в городах и других населенных пунктах Российской Федерации». Данный законопроект должен стать базовым в области правового регулирования отношений человека и животных в условиях городов и населенных пунктов и охватывать всю сферу данных отношений.
Примерная структура федерального закона
«Об обращении с домашними животными в городах и других населенных пунктах Российской Федерации»
С учетом вышеизложенного, представляется целесообразным сформировать следующую структуру ФЗ «Об обращении с домашними животными в городах и других населенных пунктах Российской Федерации»:
Областью регулирования данного Закона является содержание, использование, разведение и защита домашних животных в городах и других населенных пунктах, осуществляемая гражданами и организациями независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами.
Статья 1.Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
*Домашние животные – представители одомашненных и других видов животных, которые содержатся в домашних условиях или в специально оборудованных помещениях (или на территориях) для удовлетворения потребности в общении, а также реализации культурных, научных, образовательных, эстетических, этических или иных интересов, без цели получения из них продуктов животного происхождения. К домашним животным по смыслу настоящего Закона относятся также бесхозяйные и безнадзорные (дворовые, бродячие) собаки, кошки и другие животные, принадлежащие к одомашненным видам.
Статья 2. Основные принципы обращения с животными
Статья 3. Права собственности на животных
Статья 4. Защита животных от жестокого обращения
Статья 5. Регулирование численности бесхозяйных животных
Статья 6. Приюты и пункты временного содержания животных
Статья 7. Содержание диких животных в условиях ограниченной свободы
Статья 8. Регистрация животных
Статья 9. Выгул животных
Статья 10.Ветеринарное обслуживание животных
Статья 11.Разведение животных
Статья 12.Торговля животными
Статья 13. Использование животных в экспериментальных целях,
тестировании, учебном процессе, производстве биологических
препаратов.
Статья 14. Использование животных в зрелищных, спортивных,
развлекательных, культурных и иных мероприятиях.
Статья 15.Использование животных при производстве аудиовизуальной продукции.
Статья 16.Государственный контроль
Статья 17.Общественный контроль
Статья 18.Общественные объединения в области обращения с животными
Статья 19.Просвещение и воспитание граждан в области обращения
с животными
Статья 20.Государственное регулирование в области обращения
с животными
Статья 21.Лицензирование деятельности в области обращения с животными
Статья 22.Финансирование мероприятий в области обращения с животными
Статья 23.Содержание животных в домашних условиях
Статья 24.Условия содержания собак и кошек
Статья 25.Обязанности по содержанию собак и кошек
Статья 26.Фелинологическая деятельность
Статья 27.Собаководство и кинологическая деятельность
Статья 28.Эвтаназия животных
Статья 29.Утилизация и захоронение трупов животных
Статья 30.Вступление в силу настоящего Закона
Статья 31.Заключительные и переходные положения
Ожидаемые результаты:
Принятие Закона позволит:
*на уровне федерального законодательства осуществлять правовое регулирование отношений, связанных с содержанием, использованием и защитой диких (в условиях неволи) и домашних (в том числе безнадзорных) животных;
*улучшить правоприменительную практику в области защиты животных от ненадлежащего и жестокого обращения;
*повысить эффективность работы государственных контрольно-надзорных органов в сфере обращения с животными;
*создать правовые основания для участия общественности в гражданском контроле за соблюдением физическими и юридическими лицами законодательства в сфере обращения с животными;
*установить ответственность собственников (владельцев) за умышленное оставление домашних животных без попечения, выбрасывание их на улицу что, безусловно, является жестокостью и вызывает негативные последствия;
*ввести в федеральное законодательство признанные на международном уровне нормы обращения с животными;
Согласно одному из основополагающих принципов Совета Европы гуманное отношение к животным рассматривается как неотъемлемая часть в системе общечеловеческих ценностей и гуманитарного права.
Приняв Закон, мы существенно продвинемся в этом направлении.